Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 14:11

Официальный сайт детского сада "Искорка"

Меню сайта
Статистика
Добавить сайт в закладки
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

КОНСУЛЬТАЦИЯ - СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

КОНСУЛЬТАЦИЯ - СООБЩЕНИЕ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»

 

Заместитель по ВМР Рогожникова Л.Г.

 

В педагогической науке индивидуализация определяется как «организация педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа деятельности учитывает индивидуальные различия детей, уровень их развития».

В более узком смысле индивидуализация рассматривается в значении совершенствования самостоятельной работы детей в соответствии с их индивидуальными способностями.

В дошкольном образовании, в связи с проблемой индивидуализации, широкое распространение получил термин «гомогенная» (однородная) группа. Гомогенные группы могут быть сформированы по различным основаниям: интеллектуальному развитию, способностям, интересам, психологическим особенностям детей и т.д.

Но, наиболее эффективной является организация гомогенных групп по принципу комфортности ребенка в обучении. Выделяется три основных типа комфортности ребенка в обучении:

1. Интеллектуальная комфортность, когда объем материала, характер его изложения, уровень сложности, стиль общения ребенка и взрослого соответствуют уровню интеллектуального развития ребенка, он не чувствует, что чего-то не понимает.

2. Темповая комфортность, когда темпы всех видов учебной деятельности в группе соответствуют собственным темпам деятельности ребенка.

3. Социальная комфортность, когда ценностные ориентации группы, мотивы других членов группы соответствуют внутреннему состоянию ребенка.

Т.Е. комфортность ребенка в ДОУ должна обеспечиваться созданием благоприятного психологического микроклимата всего педагогического процесса.

Наряду с понятием «индивидуализация» в дошкольной педагогике используется понятие «индивидуальный подход»

Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в теории дошкольной педагогики:

·  Я.А.Коменский считал, что « весь процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей».

·  К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов инд. подхода к детям, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе инд. подхода к детям нельзя дать каких-то определенных рецептов и советов. Это творческий характер.

·  Н.К.Крупская утверждала «Воспитание направлено на то, что в каждом ребенке развивать все его способности поднять его активность сознательность всесторонне развивать его личность его индивидуальность» Она подчеркивала, что изучение и понимание ребенка – тонкий психологический процесс. Она указывала на возможность познания особенностей детей при анализе их рисунков лепки построек.

·  В.В.Розанов считал «принцип индивидуальности» одним из основных принципов образования, краеугольным его камнем.

Таким образом: сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания решаются педагогом посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его особенностей и условий жизни.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и изжитие недостатков.

Основными условиями индивидуального подхода являются:

·  органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива

·  опора на положительное в характере свойствах личности ребенка  ( недопустимо в присутствии ребенка называть его отсталым неразвитым)

·  любовь, терпение

·  единство требований как работников д\с , так и родителей.

 «Если педагогика хочет воспитать человека во всех его отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» - такого мнения придерживался К.Д.Ушинский.

Характерными возрастными особенностями дошкольника являются:

·  Подражание – облегчает детям усвоение ЗУН

·  Склонность детей к повторению. Повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала.

·  Дети любят делиться друг с другом своими знаниями - использовать для воспитания дружбы взаимопомощи.

·  Легко запоминают слышанное

·  Непроизвольное внимание:  легко отвлекаются, не могут быть длительное время сосредоточенными на одном предмете явлении.

·  Эмоциональная впечатлительность.

Как осуществлять индивидуальный подход к детям в рамках единого для всех ритма жизни да при большом количестве детей?

Реализуя принцип индивидуального подхода, педагог должен помнить, что  педагогический процесс в детском саду должен строиться на основе:

- медицинских показателей здоровья ребенка (дети с пониженным слухом и зрением располагаются на занятии ближе к воспитателю);

- учета психо - физиологических особенностей ребенка, его темперамента и складывающегося на его основе характера (молчаливых детей не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала задать вопросы о том, что они хорошо усвоили; при работе с медлительными детьми следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не спрашивать первыми);

- учета особенностей нервной системы, которая обуславливает такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность (непосед, подвижных детей располагать поближе к взрослому, легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям предложить повторить задание, причем персонально к ним обратиться: «Таня, Ваня, слушайте внимательно, потом повторите сказанное»);

- учета темпа и общего уровня развития ребенка (более развитым детям давать усложненные задания; с детьми, медленно и слабо справляющимися с заданиями необходимо предлагать  аналогичные задания до коллективного занятия)

- учета умственных способностей и эмоционально-нравственного развития ребенка;

- учета склонностей и интересов ребенка.

Выше перечисленные ориентиры должны учитываться в комплексе: если педагог в своей работе использует только один из них, возникают нежелательные искажения в развитии ребенка.

Например, если педагогический процесс, строится с ориентацией на склонности и интересы детей, то это приводит к ранней «специализации», которая уместна в подростковом возрасте, а в дошкольном возрасте - вредна.

В целях развития  детей очень важно не допускать проведения формальных занятий. Нужно руководствоваться оценкой, а именно : что дало занятие каждому ребенку в смысле его всестороннего развития? Был ли правильно определен удельный вес заданий в соответствии с возможностями ребенка. Необходимо помнить: если на занятии давать только готовые образцы, дети привыкают и ждут помощи со стороны взрослого и не решаются проявить инициативу. Творческие способности и активность подавляется.

 


Активность

Дисциплинированность

Качественные

особенности ответов

Качественные особенности результатов работы

Методы работы

1 группа – высокий уровень

Всегда стремятся отвечать

Выполняет все указания, умеет организовать свою деятельность

Ответы полные, содержательные

Задания выполняет самостоятельно

Задания не слишком трудны, легко справляются и отвлекаются. Нужно предъявлять повышенные требования

2 группа – средний уровень

Желания отвечать не проявляет, но когда обращается воспитатель, охотно отвечает

Иногда отвлекается, но замечания принимает

Ответы соответствуют требованиям, но иногда нужны наводящие вопросы

Стремится выполнить по образцу, нуждается в дополнительных указаниях

Стимулирование, внимание посредством частых обращений

3 группа – недостаточный уровень

Заинтересован в работе, но не умеет сдерживать внимание

Не соблюдает правил поведения, мешает, замечания действуют кратковременно

Повторяет сказанное, нуждается в уточняющих ответах, помощи

Допускает неточности, не стремясь их исправить

Оценка даже незначительных поступков

4 группа – низкий уровень

Отвечает неохотно, не проявляет интереса к занятию

Часто занимается посторонними делами

Ответы неудовлетворительны, нуждается в индивидуальном содействии

Не выполняет указаний, не проявляет желания добиться результата

Давать более легкие задание, не подчеркивая низкого уровня результатов их работ

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024