КОНСУЛЬТАЦИЯ
- СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ» Заместитель по ВМР Рогожникова Л.Г. В
педагогической науке индивидуализация определяется как «организация
педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа
деятельности учитывает индивидуальные различия детей, уровень их развития». В более узком
смысле индивидуализация рассматривается в значении совершенствования
самостоятельной работы детей в соответствии с их индивидуальными способностями. В дошкольном
образовании, в связи с проблемой индивидуализации, широкое распространение
получил термин «гомогенная» (однородная) группа. Гомогенные группы могут быть
сформированы по различным основаниям: интеллектуальному развитию, способностям,
интересам, психологическим особенностям детей и т.д. Но, наиболее
эффективной является организация гомогенных групп по принципу комфортности
ребенка в обучении. Выделяется три основных типа комфортности ребенка в
обучении: 1.
Интеллектуальная комфортность, когда объем материала, характер его изложения,
уровень сложности, стиль общения ребенка и взрослого соответствуют уровню
интеллектуального развития ребенка, он не чувствует, что чего-то не понимает. 2. Темповая
комфортность, когда темпы всех видов учебной деятельности в группе
соответствуют собственным темпам деятельности ребенка. 3. Социальная
комфортность, когда ценностные ориентации группы, мотивы других членов группы
соответствуют внутреннему состоянию ребенка. Т.Е. комфортность
ребенка в ДОУ должна обеспечиваться созданием благоприятного психологического
микроклимата всего педагогического процесса. Наряду с
понятием «индивидуализация» в дошкольной педагогике используется понятие
«индивидуальный подход» Вопрос об
индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в теории дошкольной
педагогики: · Я.А.Коменский
считал, что « весь процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей». · К.Д.Ушинский
разработал обширную методику приемов инд. подхода к детям, но в то же время
высказывал мнение, что в сложном процессе инд. подхода к детям нельзя дать
каких-то определенных рецептов и советов. Это творческий характер. · Н.К.Крупская
утверждала «Воспитание направлено на то, что в каждом ребенке развивать все его
способности поднять его активность сознательность всесторонне развивать его
личность его индивидуальность» Она подчеркивала, что изучение и понимание
ребенка – тонкий психологический процесс. Она указывала на возможность познания
особенностей детей при анализе их рисунков лепки построек. · В.В.Розанов
считал «принцип индивидуальности» одним из основных принципов образования,
краеугольным его камнем. Таким образом:
сущность индивидуального подхода
выражается в том, что общие задачи воспитания решаются педагогом посредством
педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его
особенностей и условий жизни. Индивидуальный
подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и изжитие
недостатков. Основными условиями
индивидуального подхода являются: · органическое
сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и
формированием коллектива · опора
на положительное в характере свойствах личности ребенка ( недопустимо в присутствии ребенка называть
его отсталым неразвитым) · любовь,
терпение · единство
требований как работников д\с , так и родителей. «Если педагогика хочет воспитать человека во
всех его отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» -
такого мнения придерживался К.Д.Ушинский. Характерными возрастными
особенностями дошкольника являются: · Подражание
– облегчает детям усвоение ЗУН · Склонность
детей к повторению. Повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и
усложнением материала. · Дети
любят делиться друг с другом своими знаниями - использовать для воспитания
дружбы взаимопомощи. · Легко
запоминают слышанное · Непроизвольное
внимание: легко отвлекаются, не могут
быть длительное время сосредоточенными на одном предмете явлении. · Эмоциональная
впечатлительность. Как осуществлять индивидуальный
подход к детям в рамках единого для всех ритма жизни да при большом количестве
детей? Реализуя принцип индивидуального
подхода, педагог должен помнить, что
педагогический процесс в детском саду должен строиться на основе: - медицинских показателей здоровья ребенка (дети с пониженным
слухом и зрением располагаются на занятии ближе к воспитателю); - учета психо - физиологических особенностей ребенка, его темперамента и
складывающегося на его основе характера (молчаливых детей не следует
вызывать первыми, а вызвав, сначала задать вопросы о том, что они хорошо
усвоили; при работе с медлительными детьми следует соблюдать терпение, не
торопить с ответом, не прерывать, не спрашивать первыми); - учета особенностей нервной системы, которая обуславливает такие
проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность,
сдержанность и неуравновешенность (непосед, подвижных детей располагать
поближе к взрослому, легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям предложить
повторить задание, причем персонально к ним обратиться: «Таня, Ваня, слушайте
внимательно, потом повторите сказанное»); - учета темпа и общего уровня развития ребенка (более развитым детям
давать усложненные задания; с детьми, медленно и слабо справляющимися с
заданиями необходимо предлагать
аналогичные задания до коллективного занятия) - учета умственных способностей и
эмоционально-нравственного развития ребенка; - учета склонностей и интересов
ребенка. Выше перечисленные ориентиры
должны учитываться в комплексе: если педагог в своей работе использует только
один из них, возникают нежелательные искажения в развитии ребенка. Например, если педагогический
процесс, строится с ориентацией на склонности и интересы детей, то это приводит
к ранней «специализации», которая уместна в подростковом возрасте, а в
дошкольном возрасте - вредна. В целях развития детей очень важно не допускать проведения
формальных занятий. Нужно руководствоваться оценкой, а именно : что дало
занятие каждому ребенку в смысле его всестороннего развития? Был ли правильно
определен удельный вес заданий в соответствии с возможностями ребенка.
Необходимо помнить: если на занятии давать только готовые образцы, дети
привыкают и ждут помощи со стороны взрослого и не решаются проявить инициативу.
Творческие способности и активность подавляется. Активность Дисциплинированность Качественные особенности
ответов Качественные
особенности результатов работы Методы работы 1 группа –
высокий уровень Всегда стремятся отвечать Выполняет все указания, умеет организовать свою
деятельность Ответы полные, содержательные Задания выполняет самостоятельно Задания не слишком трудны, легко справляются и
отвлекаются. Нужно предъявлять повышенные требования 2 группа –
средний уровень Желания отвечать не проявляет, но когда обращается
воспитатель, охотно отвечает Иногда отвлекается, но замечания принимает Ответы соответствуют требованиям, но иногда нужны
наводящие вопросы Стремится выполнить по образцу, нуждается в дополнительных
указаниях Стимулирование, внимание посредством частых обращений 3 группа –
недостаточный уровень Заинтересован в работе, но не умеет сдерживать внимание Не соблюдает правил поведения, мешает, замечания действуют
кратковременно Повторяет сказанное, нуждается в уточняющих ответах, помощи Допускает неточности, не стремясь их исправить Оценка даже незначительных поступков 4 группа –
низкий уровень Отвечает неохотно, не проявляет интереса к занятию Часто занимается посторонними делами Ответы неудовлетворительны, нуждается в индивидуальном
содействии Не выполняет указаний, не проявляет желания добиться
результата Давать более легкие задание, не подчеркивая низкого уровня
результатов их работ