Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает:
безопасность их жизни;
способствует укреплению здоровья и закаливанию организма
Главное условие построения среды в детском саду - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, которой характерно:
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
Цель взрослого – содействовать становлению ребёнка как личности
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в ДОУ:
Принципы построения развивающей среды
Как данный принцип реализуется в ДОУ
принцип дистанции, позиции при взаимодействии
разновозрастная мебель;
принцип активности, самостоятельности, творчества
книги с крупным шрифтом, центры песка и воды, лаборатории, уголки дежурств, макеты, рисовальная стена и т.д.
принцип стабильности, динамичности
легкая игровая мебель ;
принцип комплексирования и гибкого зонирования
центры науки, искусства, игры, книги, ручного труда, природы, физической культуры, занимательной математики
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
семейные фотографии, альбомы
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
эстампы, вазы с цветами
принцип открытости - закрытости
комнатные растения, полочка красоты
принцип учёта половых и возрастных различий детей
различного вида конструкторы, сюжетно – ролевые игры.
Направления развития
Помещения и их оснащения
1. Физическое развитие. Охрана жизни и укрепление здоровья