Направления образовательной деятельности
МАОУ ДОД детский сад «Искорка»
Содержание образовательной работы
детского сада направлено на реализацию основных направлений развития ребенка:
физическое
познавательно – речевое
социально – личностное
художественно – эстетическое
Физическое развитие
В данном направлении происходит
становление ценностей здорового образа жизни, совершенствуется двигательная
активность детей, развиваются их представления о своем теле и своих физических
возможностях.
Образовательная область. Цели.
Задачи.
«Физическая культура»
Цель:формирование
у детейпотребности в здоровом образе
жизни, интереса к физической культуре с учетом климатических условий,
спортивных традиций региона.
- содействовать разумному физическому
развитию, предупреждать и реабилитировать различные отклонения в двигательном
развитии и здоровье детей,повышать
общую жизнестойкость организма ребенка;
- обогащать двигательный опыт детей, создавая ситуации радости и
удовольствия в движении;
- целенаправленно развивать у детей физические и волевые
качества;
- способствовать развитию произвольности и саморегуляции;
- развивать двигательное творчество детей, их активность и самостоятельность, инициативу в
двигательных действиях, осознанное отношение к ним;
- развивать интерес к спортивной жизни; выявлять раннюю талантливость к
спортивным дисциплинам;
«Здоровье»
Цель:создание
условий длясохранения и укрепления
здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и
оптимальной внутренней картины здоровья.
- формировать у детей
основы культуры здоровья (культурно-гигиенические навыки, культурапитания, культура деятельности и общения,
культура семейной жизни)
- обеспечивать
охрану здоровья детей (соблюдать оптимальный объем умственной и физической
нагрузки, обеспечить разнообразную двигательную деятельность, обеспечить
световой, температурный, воздушный режим)
«Безопасность»
Цель: создание условий для обучения детей
дошкольного возраста безопасным способам поведения
-
создавать условия для предупреждения детского травматизма.
-
формировать у детей представления об опасных формах поведения: при встрече с
незнакомыми людьми, бездомными животными.
-
учить детей основам безопасного поведения на улице, в общественном
транспорте, в помещениях (на лестницах, у открытых окон, балконов), во время
купания в водоемах и бассейне.
-
обучать детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи.
-
рассказывать детям о способах передачи и профилактики инфекционных,
паразитарных и грибковых заболеваний.
-
формировать у детей представления и умения осуществлять элементарную заботу о
своем здоровье.
-
разъяснять детям негативное влияние на здоровье длительного просмотра
телепередач и видеофильмов, продолжительных компьютерных игр.
-
познакомить с некоторыми правилами противопожарной безопасности.
Познавательно – речевое
развитие
В данном направлении происходит
развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности,
самостоятельности в поиске новых впечатлений, поиске ответов на возникающие у
него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления
ребенка об окружающем мире, о себе, о людях.
Образовательная область. Цели.
Задачи.
«Познание»
Цель:создание условий по получению ребенком
интересующей его информации о предметном мире, активному включению в процесс
деятельности через радостное удивление, пытливый анализ, успех
естествоиспытателя.
Блок «Ребенок и предметное окружение»
- формировать и расширять сенсорный опыт ребенка;
- поддерживать восприимчивость и впечатлительность
каждого ребенка;
- обогащать представления детей о рукотворном и
нерукотворном мире через историю предмета, его душу;
- воспитывать бережное отношение к окружающим
ребенка предметам.
Блок «Ребенок в мире живой и неживой
природы»
- развивать познавательный
интерес к миру природы, умение видеть и понимать ее красоту, способность
удивляться;
- формировать
первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного для природы и для
самого ребенка поведения;
- создать условия для
экологически ценного опыта общения с животными и растениями, развивать
способность к наблюдению за природными объектами и явлениями;
- воспитыватьбережное, заботливое отношение к миру
природы и окружающему миру в целом, развивать чувства эмпатии к объектам
природы.
Блок «Развитие элементарных
математических представлений»
- сформировать систему
элементарных математических представлений, предпосылки математического мышления,
сенсорных процессов и способностей;
- расширить словарь детей
и совершенствовать связную речь при усвоении ими математических отношений и
связей между объектами реального мира;
- организовать
самостоятельную познавательную деятельность дошкольников, как на занятиях,
так и в других видах деятельности, поощрять проявления творческой инициативы.
«Коммуникация»
Цель:развитие речевых способностей дошкольников на основе взаимовлияния
речевого, интеллектуального и личностного развития ребенка.
- создавать благоприятные условия для повседневного
общения как важнейшего компонента активной деятельности;
- развивать связную речь ребенка в тесной
взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической;
- использовать речевую деятельность для развития
творческой активности, навыков общения;
- формировать культуру речи и общения.
«Чтение художественной литературы»
Цель: дать понять, почувствовать каждому ребенку, что читать хорошую книгу
это очень интересно.
- подбирать конкретные художественные тексты, исходя
из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы,
с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей
любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность
художественного слова;
- обеспечивать время и обстановку для ежедневного
чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у
детей привычку к сосредоточенному слушанию книги;
- обращаться к художественным текстам при развертывании
других видов деятельности, использовать тексты как смысловой фон и стимул для
продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности,
проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их
переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью
детей.
Социально – личностное
развитие
Дошкольное
детство – это возраст становления ребёнка, развития его способностей к взрослению,
к ответственности за себя и окружающий его мир. Социокультурная реальность выступает
основой погружения и освоения культуры и социального опыта людей, живущих
рядом. Движущей силой развития ребёнка является накопление и расширение
индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия с взрослыми
и сверстниками. Поэтому ребёнок должен не только присвоить культуру и опыт
человечества, но и преобразовать его в своей деятельности.
В
процессе социально-личностного развития важно не просто учить детей любить и
уважать себя, своих сверстников, быть дружелюбным, общительным и отзывчивым, с
уважением относиться к старшим, любить своих родителей, нужно содействовать
становлению социальной компетентности ребёнка.
Образовательная область. Цели.
Задачи.
«Социализация»
Цель: становление
индивидуальности ребенка, его «Я»
Блок «Самопознание»
- формировать
уверенность в себе, умение иметь и отстаивать собственное мнение, доверять
себе и своим чувствам;
- уметь бережно
относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным;
- уметь понимать
то, что вкусы и желания людей бывают разные;
- уметь понимать
эмоциональные состояния других по выражению лица, позам, жестам;
- понимать
причины эмоциональных состояний, уметь определять эти состояния по внешним проявлениям;
- формировать
элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных
сюжетов и персонажей;
- понимать
причины возникновение ссор, содействовать проявлению умений простым способом
выходить из конфликта, устанавливать новые контакты (плохо и трудно быть
одиноким, вместе не только интересно, но и трудно т.к. нужно уметь
договариваться);
- содействовать становлению социальной и
познавательной мотивации учения
Блок «Мир, в котором я живу»
- формировать
первоначальных знаний о человеке как о социальном существе, о человеческом
обществе, о нравственных нормах отношений с окружающими (доброжелательность,
честность, правдивость, справедливость, отзывчивость).
- воспитать
уважительного отношения к окружающим, культуры общения (приветливо
разговаривать, внимательно слушать, вежливо отвечать на просьбу, обращаясь,
смотреть в лицо). Обогащать словарь детей вежливыми выражениями;
- содействовать
нормальному половому развитию, усвоению особенностей поведения, характерных
для мальчиков и девочек ;
- расширять
представления о родственных связях, о поведении, соответствующем «социальным
ролям» ;
- формировать
самосознание, самоуважение, самооценку через оказание психологической и
педагогической поддержки ребёнку ;
- формировать
интерес, положительное отношения к своему детскому саду, посильное участие в
благоустройстве группы, участка;
- формировать
представление о России, родном крае, знакомить с народными и государственными
праздниками, государственными символами (флаг, герб, гимн);
- знакомить с
творчеством поэтов, писателей, художников, музыкантов, певцов Тюменской
области; с народными промыслами региона;
- знакомить с
правилами поведения в обществе;
- формировать
умение входить в мир людей, занимать позицию взрослого.
«Труд»
Цель:развивать трудовую деятельность и воспитывать ценностное отношение к
собственному труду, труду других людей и его результатам
- освоить
трудовые процессы по самообслуживанию;
- знакомить детей
с конкретными трудовыми процессами (мытьё посуды, стирка белья, приготовление
салатов, вытирание пыли и т.п.);
- осваивать
компоненты трудовых процессов (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты
и оборудование, трудовые действия и результат);
- побуждать к
отражению полученных знаний и впечатлений о труде, профессиях в игровой
деятельности;
- расширять
представления детей о разных профессиях, формировать уважения к людям труда;
- воспитывать
бережное отношение к тому, что сделано руками человека, умение быть опрятным,
аккуратным, бережливым;
- формировать
представление о семейном бюджете, о средствах его сбережения;
- формировать
положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, испытание чувства
радости от достигнутого труда.
Художественно – эстетическое
развитие
Художественно–эстетическое развитие детей дошкольного возраста
осуществляется втрех взаимосвязанных блоках:
·Блок «Эстетическое восприятие природы и виды
художественной деятельности»
·Блок «Азбука искусства.Фантастические образы в изобразительном
искусстве»
В основу реализации данного направления положены следующие принципы:
·принцип свободноговыборадетьми (ребенком любой возрастной группы) доминирующего, любимого вида
деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности
дальнейшей вариативности такого выбора;
·принцип развития художественно – творческих
способностей детей в постижении истины эмоционального мира при
скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная
ориентация);
·принцип ценностных ориентаций, их практическое,
повседневное воздействие;
·принцип сезонности – построение и корректировка
познавательного материала содержания программы с учетом природных и
климатических особенностей данной местности;
·принцип интеграции различных видов искусства и
художественной деятельности;
·принцип занимательности – изучаемый материал
должен быть интересным,увлекательным
для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды
заданий, стремиться к достижению результата.
Образовательная область. Цели.
Задачи.
«Художественное творчество»
Цель:представления о специфике изобразительного
искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством,
первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
- развивать
интерес к различным видам искусства (пластическим и сценическим);
- формировать
основы художественного мышления, художественного мировидения, художественной
ментальности, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям
действительности;
- развивать
потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественно – речевом,
музыкально-пластическом);
- обучать основам
создания художественныхобразов,
формировать практические навыки работы в различных видах художественной
деятельности;
- приобщать детей
к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитывать у детей
уважение, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно
признанному делу;
- содействовать
возникновению у ребенка уверенности, что продукт его творческой деятельности
(танец, стихотворение, рисунок и т.п.) интересен другим (родителям, родным и
близким, сотрудникам дошкольного образовательного учреждения и т.п.).
«Музыка»
Цель:развивать
музыкально-художественную деятельность
приобщать к
музыкальному искусству
- создать педагогически
комфортные условия для формирования творческого мышления ребенка, его
самости;
- обеспечить педагогическую
поддержку детской импровизационности;
- содействовать созданию в
группе доверительных креативных отношений;
- воспитывать
самостоятельность, инициативность на основе тренинга
соматической свободы при условии
организации творчески ориентированнойразвивающей среды.