Направления образовательной деятельности
МАОУ ДОД детский сад «Искорка»
Содержание образовательной работы детского сада направлено на реализацию основных направлений развития ребенка:
- физическое
- познавательно – речевое
- социально – личностное
- художественно – эстетическое
Физическое развитие
В данном направлении происходит становление ценностей здорового образа жизни, совершенствуется двигательная активность детей, развиваются их представления о своем теле и своих физических возможностях.
Образовательная область. Цели. |
Задачи. |
«Физическая культура»
Цель: формирование
у детей потребности в здоровом образе
жизни, интереса к физической культуре с учетом климатических условий,
спортивных традиций региона.
|
- содействовать разумному физическому
развитию, предупреждать и реабилитировать различные отклонения в двигательном
развитии и здоровье детей, повышать
общую жизнестойкость организма ребенка; - обогащать двигательный опыт детей, создавая ситуации радости и
удовольствия в движении;
- целенаправленно развивать у детей физические и волевые
качества;
- способствовать развитию произвольности и саморегуляции;
- развивать двигательное творчество детей, их активность и самостоятельность, инициативу в
двигательных действиях, осознанное отношение к ним;
- развивать интерес к спортивной жизни; выявлять раннюю талантливость к
спортивным дисциплинам;
|
«Здоровье»
Цель: создание
условий для сохранения и укрепления
здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и
оптимальной внутренней картины здоровья.
|
- формировать у детей
основы культуры здоровья (культурно-гигиенические навыки, культура питания, культура деятельности и общения,
культура семейной жизни)
- обеспечивать
охрану здоровья детей (соблюдать оптимальный объем умственной и физической
нагрузки, обеспечить разнообразную двигательную деятельность, обеспечить
световой, температурный, воздушный режим)
|
«Безопасность»
Цель: создание условий для обучения детей
дошкольного возраста безопасным способам поведения
|
-
создавать условия для предупреждения детского травматизма. -
формировать у детей представления об опасных формах поведения: при встрече с
незнакомыми людьми, бездомными животными. -
учить детей основам безопасного поведения на улице, в общественном
транспорте, в помещениях (на лестницах, у открытых окон, балконов), во время
купания в водоемах и бассейне. -
обучать детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи. -
рассказывать детям о способах передачи и профилактики инфекционных,
паразитарных и грибковых заболеваний. -
формировать у детей представления и умения осуществлять элементарную заботу о
своем здоровье. -
разъяснять детям негативное влияние на здоровье длительного просмотра
телепередач и видеофильмов, продолжительных компьютерных игр. -
познакомить с некоторыми правилами противопожарной безопасности. |
Познавательно – речевое
развитие
В данном направлении происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, поиске ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о людях.
Образовательная область. Цели. |
Задачи. |
«Познание» Цель: создание условий по получению ребенком
интересующей его информации о предметном мире, активному включению в процесс
деятельности через радостное удивление, пытливый анализ, успех
естествоиспытателя. |
Блок «Ребенок и предметное окружение» - формировать и расширять сенсорный опыт ребенка; - поддерживать восприимчивость и впечатлительность
каждого ребенка; - обогащать представления детей о рукотворном и
нерукотворном мире через историю предмета, его душу; - удовлетворять тактильный голод по неповторимому, эксклюзивному предмету; - воспитывать бережное отношение к окружающим
ребенка предметам. Блок «Ребенок в мире живой и неживой
природы» - развивать познавательный
интерес к миру природы, умение видеть и понимать ее красоту, способность
удивляться; - формировать
первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного для природы и для
самого ребенка поведения; - создать условия для
экологически ценного опыта общения с животными и растениями, развивать
способность к наблюдению за природными объектами и явлениями; - воспитывать бережное, заботливое отношение к миру
природы и окружающему миру в целом, развивать чувства эмпатии к объектам
природы. Блок «Развитие элементарных
математических представлений» - сформировать систему
элементарных математических представлений, предпосылки математического мышления,
сенсорных процессов и способностей; - расширить словарь детей
и совершенствовать связную речь при усвоении ими математических отношений и
связей между объектами реального мира; - организовать
самостоятельную познавательную деятельность дошкольников, как на занятиях,
так и в других видах деятельности, поощрять проявления творческой инициативы. |
«Коммуникация» Цель: развитие речевых способностей дошкольников на основе взаимовлияния
речевого, интеллектуального и личностного развития ребенка. |
- создавать благоприятные условия для повседневного
общения как важнейшего компонента активной деятельности; - развивать связную речь ребенка в тесной
взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической; - использовать речевую деятельность для развития
творческой активности, навыков общения; - формировать культуру речи и общения. |
«Чтение художественной литературы» Цель: дать понять, почувствовать каждому ребенку, что читать хорошую книгу
это очень интересно. |
- подбирать конкретные художественные тексты, исходя
из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы,
с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей
любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность
художественного слова; - обеспечивать время и обстановку для ежедневного
чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у
детей привычку к сосредоточенному слушанию книги; - обращаться к художественным текстам при развертывании
других видов деятельности, использовать тексты как смысловой фон и стимул для
продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности,
проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их
переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью
детей. |
Социально – личностное
развитие
Дошкольное детство – это возраст становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. Социокультурная реальность выступает основой погружения и освоения культуры и социального опыта людей, живущих рядом. Движущей силой развития ребёнка является накопление и расширение индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Поэтому ребёнок должен не только присвоить культуру и опыт человечества, но и преобразовать его в своей деятельности.
В процессе социально-личностного развития важно не просто учить детей любить и уважать себя, своих сверстников, быть дружелюбным, общительным и отзывчивым, с уважением относиться к старшим, любить своих родителей, нужно содействовать становлению социальной компетентности ребёнка.
Образовательная область. Цели. |
Задачи. |
«Социализация» Цель: становление
индивидуальности ребенка, его «Я» |
Блок «Самопознание» - формировать
уверенность в себе, умение иметь и отстаивать собственное мнение, доверять
себе и своим чувствам; - уметь бережно
относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным; - уметь понимать
то, что вкусы и желания людей бывают разные; - уметь понимать
эмоциональные состояния других по выражению лица, позам, жестам; - понимать
причины эмоциональных состояний, уметь определять эти состояния по внешним проявлениям; - формировать
элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных
сюжетов и персонажей; - понимать
причины возникновение ссор, содействовать проявлению умений простым способом
выходить из конфликта, устанавливать новые контакты (плохо и трудно быть
одиноким, вместе не только интересно, но и трудно т.к. нужно уметь
договариваться); - содействовать становлению социальной и
познавательной мотивации учения Блок «Мир, в котором я живу» - формировать
первоначальных знаний о человеке как о социальном существе, о человеческом
обществе, о нравственных нормах отношений с окружающими (доброжелательность,
честность, правдивость, справедливость, отзывчивость). - воспитать
уважительного отношения к окружающим, культуры общения (приветливо
разговаривать, внимательно слушать, вежливо отвечать на просьбу, обращаясь,
смотреть в лицо). Обогащать словарь детей вежливыми выражениями; - содействовать
нормальному половому развитию, усвоению особенностей поведения, характерных
для мальчиков и девочек ; - расширять
представления о родственных связях, о поведении, соответствующем «социальным
ролям» ; - формировать
самосознание, самоуважение, самооценку через оказание психологической и
педагогической поддержки ребёнку ; - формировать
интерес, положительное отношения к своему детскому саду, посильное участие в
благоустройстве группы, участка; - формировать
представление о России, родном крае, знакомить с народными и государственными
праздниками, государственными символами (флаг, герб, гимн); - знакомить с
творчеством поэтов, писателей, художников, музыкантов, певцов Тюменской
области; с народными промыслами региона; - знакомить с
правилами поведения в обществе; - формировать
умение входить в мир людей, занимать позицию взрослого. |
«Труд» Цель: развивать трудовую деятельность и воспитывать ценностное отношение к
собственному труду, труду других людей и его результатам |
- освоить
трудовые процессы по самообслуживанию; - знакомить детей
с конкретными трудовыми процессами (мытьё посуды, стирка белья, приготовление
салатов, вытирание пыли и т.п.); - осваивать
компоненты трудовых процессов (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты
и оборудование, трудовые действия и результат); - побуждать к
отражению полученных знаний и впечатлений о труде, профессиях в игровой
деятельности; - расширять
представления детей о разных профессиях, формировать уважения к людям труда; - воспитывать
бережное отношение к тому, что сделано руками человека, умение быть опрятным,
аккуратным, бережливым; - формировать
представление о семейном бюджете, о средствах его сбережения; - формировать
положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, испытание чувства
радости от достигнутого труда. |
Художественно – эстетическое
развитие
Художественно–эстетическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется в трех взаимосвязанных блоках:
· Блок «Эстетическое восприятие природы и виды художественной деятельности»
· Блок «Азбука искусства. Фантастические образы в изобразительном искусстве»
· Блок «Опыт художественно-творческой деятельности» (внутри тем)
В основу реализации данного направления положены следующие принципы:
· принцип свободного выбора детьми (ребенком любой возрастной группы) доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора;
· принцип развития художественно – творческих способностей детей в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация);
· принцип ценностных ориентаций, их практическое, повседневное воздействие;
· принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности;
· принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности;
· принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Образовательная область. Цели. |
Задачи. |
«Художественное творчество» Цель: представления о специфике изобразительного
искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством,
первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. |
- развивать
интерес к различным видам искусства (пластическим и сценическим); - формировать
основы художественного мышления, художественного мировидения, художественной
ментальности, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям
действительности; - развивать
потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественно – речевом,
музыкально-пластическом); - обучать основам
создания художественных образов,
формировать практические навыки работы в различных видах художественной
деятельности; - приобщать детей
к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитывать у детей
уважение, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно
признанному делу; - содействовать
возникновению у ребенка уверенности, что продукт его творческой деятельности
(танец, стихотворение, рисунок и т.п.) интересен другим (родителям, родным и
близким, сотрудникам дошкольного образовательного учреждения и т.п.). |
«Музыка» Цель: развивать
музыкально-художественную деятельность приобщать к музыкальному искусству |
- создать педагогически
комфортные условия для формирования творческого мышления ребенка, его
самости; - обеспечить педагогическую
поддержку детской импровизационности; - содействовать созданию в
группе доверительных креативных отношений; - воспитывать
самостоятельность, инициативность на основе тренинга соматической свободы при условии
организации творчески ориентированной
развивающей среды. |